- как у христа за пазухой
- кто за кем быть; жить
Безопасно, спокойно.Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) находятся под покровительством и опекой другого лица (Y), пользующегося их безусловным доверием. ✦ Х как у Христа за пазухой за Y-ом. В роли именной части сказ. или обст.
Службист фельдфебель определённо нравился барону. Вот бы такого хозяина заполучить в роту. За таким фельдфебелем командир роты как у Христа за пазухой. Н. Брыкин, Искупление.Генерал сошёл с коня <…>. И пошёл пешком… Спустя минуту между солдатами послышался смех, шутки… Толпа ожила… Песни запели - генерал подтягивает… - О чём он говорил с вами? - спрашиваю потом у одного из них. - Орёл!.. Только как он солдатскую душу понимать может - чудесно… Точно свой брат <…>. - Он ведь наш!.. - заметил другой солдат. - То есть, как наш? - удивился я. - Он самого правильного, как мужицкого природу!.. - с гордостью подтвердил он. - Из наших, брат, тоже - настоящие выходят. За ним - как у Христа за пазухой. В. Немирович-Данченко, Скобелев.
культурологический комментарий: Пазуха - пространство между грудью и прилегающей одеждой. Происхождение фразеол. связано с особенностью старинной верхней одежды: на ней отсутствовали карманы, поэтому положить или надёжно спрятать что-л. можно было только за пахузой. ср. в фольклоре: Положи-ка краюху хлеба в пазуху (за пазуху); В пазуху не лезь; Одна грудь знает, а пазуха не знает! Тайну; Не то денежки, что у дядюшки, а то денежки, что за пазушкой (в запазушке); у отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме). Образ фразеол. соотносится также с пространственным кодом культуры, где пазуха является эталоном ближайшего, прилегающего к телу пространства. До сих пор за пазухой, т. е. в тёплом, укромном месте, носят какую-л. живность - котят или щенков, прячут на морозе цветы, т. е. что-л. живое и нежное. Таким образом, компонент фразеол. за пазухой соотносится с телесно-костюмным кодом культуры и выступает в роли эталона самого безопасного пространства, близко прилегающего к человеческому телу. Образ фразеол. в целом основан на народно-религиозном восприятии Христа как Спасителя, ограждающего и сохраняющего верующих в Него от всяких бед. фразеол. выступает в роли стереотипного представления о ком-л. живущем в полном довольстве и безопасности. автор: С. В. КабаковаНа его глазах она из девочки-ординатора стала таким схватчивым диагностом, что он верил ей не меньше, чем самой Донцовой. За такими диагностами хирург, даже скептик, живёт как у Христа за пазухой. А. Солженицын, Раковый корпус.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.